Четверг, 25.04.2024, 21:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Физиков и Лириков

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи Андрея Руденко » Статьи и материалы Андрея Руденко

Музыкотерапия и лечение музыкой
Музыкотерапия и лечение музыкой

[2] Британские психологи обнаружили, что классическая музыка располагает к более продолжительным обедам в ресторане.
[3] Уровень гормонов стресса в крови заметно уменьшается у тех, кто регулярно слушает расслабляющую музыку.
[4] Известно, что мажорные мелодии полезны для «сердечников».
[5] По некоторым источником время указывается в два раза меньше.

Начнем с того, что об особенном, необыкновенном, удивительном воздействии музыка на душу человека знали давно. Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен.Выделим основные терапевтические функции музыки:

1.     Специально подобранная музыка оказывает мощное энергетическое влияние. Она оказывает регулирующее влияние на психовегетативные процессы. Майкл Аргайл называет музыку признанной формой лечения душевных недугов. Дополняя позицию американского ученого, отметим, что она также нормализует ритм дыхания, пульс, давление, температуру, снимает мышечное напряжение и в целом ускоряет выздоровление
[1]. Музыка лечит от бессонницы, невроза, депрессии, улучшает пищеварение
[2], оказывает влияние на гормональный обмен (регулирует выделение гормонов, снижающих стресс
[3], предотвращает выпадение волос, а в Институте звукотерапии (штат Аризона, США) музыкой даже отращивают волосы у облысевших. Но существует и вредная с терапевтической точки зрения музыка. Она отличается частым диссонансом, отсутствием формы, нерегулярностью ритмов. Экспериментально установлено, что если бой барабанов типа «тамтама» превышает 100 децибелов, слушатели падают в обморок.
2.     Музыка развивает интуицию, скорость и образность мышления. Она может выступать в роли интеллектуального катализатора, усиливаеющего интуитивное познание внутренних свойств явлений. Музыкальное влияние устраняет категоричность суждений слушающего, стирает стереотипы и преодолевает максимализм мышления.
3.     Музыка развивает коммуникативные способности и навыки межличностного общения. Известно, что музыка – это интернациональный язык, способный объединить людей разных национальностей, культур, возрастов, профессий и т.д. Но ее интегрирующее действие проявляется не только на глобальном, но и на межличностном уровне. Помогая раскрепоститься, музыка активизирует межличностную коммуникацию,  «общение по душам», одновременно способствуя преодолению разного рода коммуникационных барьеров. Музыка может обеспечить уникальную возможность общения без слов. Однако следует учитывать, что по  восприятию музыки люди делятся на зависимых и чувствительных. Для первых мелодический фон представляет собой акустический наркотик, благодаря которому у человека исчезает чувство одиночества и страха. А для второго типа людей музыка неприятна. Им приятнее тишина. Но абсолютная тишина для человека   разрушительна, поскольку в шумоизоляции утрачивается чувство реальности, снижается пульс и возникает депрессия.
4.     Музыка формирует общее настроение слушающего. При этом эмоциональная окраска образов, которые возникают при ее восприятии, различна в зависимости от степени музыкальной подготовки и интеллектуальных особенностей слушающего. Американские исследователи Хиллс и Аргайл (Hills & Argyle, 1998) выяснили, что поющие в хоре переживают эмоциональное состояние, сходное с тем, что чувствуют верующие. Кроме того, по части видения «проблеска иного мира» по шкале музыкальных переживаний эмоции были сильнее, чем по шкале религиозных переживаний (М. Аргайл, 2003, с. 141-143).
5.     Музыка помогает установить контакт между психологом и клиентом. За счет музыки в ходе вербальной психотерапии происходит эмоциональное активирование. Иными словами, музыка может вспомогательным средством психодиагностической, консультационной, психотерапевтической, коррекционной, реабилитационной и профилактической работы. Она облегчает процесс эмоционального реагирования.
6.     Музыка служит целям интеллектуальной релаксации человека. Во время прослушивания, например, некоторых произведений классической музыки мозг человека получает необходимый отдых. Однако во время прослушивания в сознании человека могут рождаться образы, картины и ассоциации, пробуждающие воспоминания, побуждающие обдумыванию, размышлению, к направлению психической энергии в мир мысли, фантазии и чувства. Именно поэтому музыкальная релаксация носит эмоциональный, но и интеллектуальный характер.
7.     Музыка возвышает эстетические потребности человека. Например, религиозная музыка дарит чувство покоя, помогает не только справляться с болью, но и поднимает нас над уровнем повседневности в высшие сферы. Музыка И.С. Баха вызывает в воображении религиозные символы, в особенности символ Храма, взывает к гармонии. Подобным образом воздействует и музыка Г. Генделя. Очевидно, что возвышение эстетических потребностей за счет музыки первоначально связано с получением положительных эмоций от той или иной музыки, с развитием музыкального вкуса на основе изучения произведений выбранного музыкального направления, с углублением знаний о любимом роде музыки. Потребность в получении положительных эмоций связана с поиском той музыки, которая может наиболее полно отвечать запросам потенциального слушателя. Та музыка, которая ближе всего человеку, которая более всего приносит ему комплекс положительных эмоций, обладает притягательной силой для человека, способствуя устойчивой повторяемости ее слушания. Чрезмерная повторяемость приводит к усталости и требует поиска нового подобного жанра. Узнавая подобное, человек познает и новое, развивая свой музыкальный кругозор, за счет чего и происходит углубление музыкальных знаний и, в конечном счете, возвышение эстетических потребностей. Однако существует позиция, согласно которой лечебные свойства музыки не связаны с ее эстетической ценностью: «плохая» музыка, с точки зрения высокого искусства, может быть безвредная или полезной в терапевтических целях. А есть музыка великих композиторов, отрицательно влияющая на психику человека. Среди таких сочинений часто называют некоторые произведения Рихарда Вагнера и Рихарда Штрауса, что вызывает некоторые сомнения, связанные соображениями политического и идеологического характера.
8.     Музыка помогает разрешать внутриличностные и межличностные конфликты. Психологи часто приводят пример о поссорившихся супругах, оказавшихся на грани развода, яростно споривших о чем-то на кухне и вдруг услышавших игру на фортепиано их дочери. Она играла сонату Йозефа Гайдна. Отец и мать, очарованные звуками музыки, молчали несколько минут... и помирились.

Таким образом, музыка выполняет разнообразные психотерапевтические функции. Одним словом, она полифунцкиональна. Психотерапевтические функций музыки гораздо больше тех, что мы указали. Поэтому данный перечень, безусловно, можно продолжить.

В истории развития музыкотерапии условно можно выделить три основных этапа: 

1. Первый этап – появление элементов музыкотерапии (от древности до падения Римской империи). Музыкотерапия возникла в глубокой древности и была связана с народной медициной. У каждого племени были свои музыкальные инструменты, свои особенности пения и танца, а также и свои оригинальные формы лечебного ритуала, которые держались в тайне. Медицина Древнего Египта, Греции и Рима хорошо знала о лечебном влиянии музыки. Достаточно сказать о том, что Аполлон – бог Солнца – был наряду с этим богом музыки и медицины. Это говорит о тесных отношениях между музыкой и медициной в сознании древних греков. В эпопеях Гомера истекание крови из ран останавливалось благодаря мелодичным песням. Пифагор сочинял музыку, основанную на определенных мелодиях и ритмах, которые не просто лечили, но «очищали» человеческие действия и страсти, восстанавливая гармонию души. Однажды Пифагор с помощью музыки успокоил разъяренного мужчину, пытавшегося из ревности спалить дом, хотя сладить с ним не могли ни домочадцы, ни соседи. Кроме того, в Парфянском царстве в III веке до нашей эры с помощью определенных мелодий излечивали от тоски, сердечных болей и нервных расстройств. А в Библии мы можем прочитать о том, что пение и игра пастухов положительно влияют на рост стада. Древние китайцы были уверены в том, что музыка избавляет от всех недугов, которые неподвластны врачам.

2. Второй этап – забвение музыкотерапии (от падения Римской империи до 50-х годов ХХ века). Музыкотерапия объявлялась ненаучной игрой. После падения Римской империи произошел разрыв связи музыки и медицины, а значит и потеря уникального опыта человечества. Музыкотерапия была забыта на многие годы. И даже в начале ХХ столетия некоторые авторы, опираясь лишь на собственное мнение, а не на научные факты, не видели будущего музыкотерапии. И, тем не менее, отдельные открытия на протяжении этого длительного периода были.  Например, в России во второй половине XIX века физиолог Иван Тарханов установил закономерность: радостные мелодии замедляют пульс. Изучением лечебного действия музыки в 1913 году занимались и петербургские психиатры, прежде всего профессора Саккети и Бехтерев.

3. Третий этап – становление музыкотерапии как психотерапевтического метода (после второй мировой войны  и  до наших дней).  Сегодня музыкальное искусство как управление психическим состоянием человека изучается различными науками, в том числе медициной, социологией, психологией, психиатрией и другими. После второй мировой войны музыкотерапия интенсивно развивается в Швеции и США. Создаются музыкотерапевтические Центры и Общества, в которые входят Германия, Франция, Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия, Исландия и др. Современные научные исследования в области пограничной связи музыки и медицины проводятся на базе научных национальных конфедераций в этой области в разных странах мира. Ключевым для развития музыкотерапии в России становится 1993 год, когда Михаил Чунч организовал Международный центр музыкотерапии. С этого же года музыкотерапия становится одним из самых популярных методов лечения в США. В колледжах и университетах западных стран разработаны программы и осуществляется подготовка музыкотерапевтов. На сегодняшний день существует множество центров музыкотерапии: Лондонский центр музыкотерапии, центры музыкотерапии в Копенгагене, Роттердаме, общество музыкотерапевтов в Австрии,  Швейцарский музыкотерапевтический форум, Немецкий комитет музыкотерапии и т.д.

Объяснение терапевтического воздействия музыки. У. Джемс писал: «На первых порах новая теория провозглашается нелепой. 3атем ее принимают, но говорят, что она не представляет собой ничего особенного и ясна как божий день. Наконец она признается настолько важной, что ее бывшие противники начинают утверждать, будто они сами открыли ее». То же самое можно сказать и о этапах признания музыкотерапии.

Существуют и различные подходы к объяснению терапевтического воздействия музыки. В 1684 году Анастасиус Кирхер в своем труде «Phonurgia Nova», опираясь на бытующими в XVII и XVIII столетиях медицинскими и философскими представления выразил мнение, согласно которому существует естественная музыка, которая окружает всю Вселенную, и искусственная музыка, которая представляет гармоническое устройство тела и физиологические процессы в теле. Согласно этому, влияние музыки на человеческое тело объясняется как физиологический процесс. Данной позиции, нашедшей широкий научный резонанс и подтверждение, придерживался и петербургский биолог С. Шноль. Именно он впервые на Тбилисском «Симпозиуме о Бессознательном» заявил о музыкальной «партитуре органов тела». А психиатр С. Гроф узаконил связи музыкотерапии с психологией и психиатрией, обобщив многочисленный опыт американских специалистов в этой области. Влияние музыки стало описываться как психофизиологическое воздействие. Американский психотерапевт Гордон Шоу объясняет влияние музыки на здоровье воздействием вибрации звуков, заставляющей резонировать клетки человеческого организма.

Дополняют приведенные объяснения данные некоторых исследователей, согласно которым действенность музыки в создании определенных эмоций обусловлена возможностью музыки имитировать те или иные оттенки человеческого голоса. Шерер и Ошински (Scherer & Oshinsky, 1977) с помощью синтезатора воспроизводили 188 видов звуков и просили оценить, какие эмоции они вызывали у испытуемых. Радостными звуками назывались звуки высокого тона, чистого звучания, слабых восходящих модуляций и четких ритмов. Печальными представлялись звуки низкого регистра, медленного темпа, понижающегося тона и громкости (М. Арьность звуков (минорный лад) кажется нам грустной и печальной, а другая (мажорный лад) – наоборот, преисполненной веселья и радости<!--[if !supportFootnotes]-->[4]. Почему одна и та же  музыка одному человеку полезна, а другому вредна, одному доставляет удовольствие, а другого калечит? Видимо, на эти вопросы нам даст ответ наука будущего, но уже сейчас ученые перестают сомневаться в том, что музыка обладает лечебным действием.

Виды и формы музыкотерапии. Можно выделить две основные формы музыкотерапии: активную и пассивную (рецептивную).

Активная музыкотерапия – терапевтически ориентированная активная музыкальная деятельность, проявляющаяся в виде:

- сочинения музыки (фантазирования);
- воспроизведения музыки;
- импровизации с помощью голоса;
- импровизации с помощью музыкального инструмента.

Пассивная музыкотерапия – терапевтически ориентированный процесс восприятия музыки, проявляющаяся в виде:
- музыкальной коммуникации (совместного прослушивания музыки);
- музыкального реагирования (направленного па достижение катарсиса);
- музыкальной регуляции (снижающей нервно-психическое напряжение).

Сеанс пассивной музыкотерапии. Наиболее распространена пассивная музыкотерапия, при которой участниками группы прослушиваются специально подобранные музыкальные произведения, после чего они делятся собственными мыслями и соображениями,  воспоминаниями и переживаниями, ассоциациями и фантазиями, которые возникали у них в процессе прослушивания музыки. Во время сеанса пассивной музыкотерапии помимо музыки иногда применяются: гипноз, аутотренинг, живопись, танец, дыхательные упражнения.

Сеанс пассивной музыкотерапии можно условно разделить на четыре этапа:

1.     Заполнение специальной анкеты, которая позволяет установить, какой жанр и характер музыки более всего понятен, понятен и приятен человеку.
2.     Обследование пациента, которое позволяет оценить его психоэмоциональное состояние и провести экспресс-диагностику важнейших систем организма. Фон настроения и уровень психической активности тестируют с помощью специальных цветных карточек, предлагая выбрать карточку с самым приятным цветом. Данная процедура повторяется до тех пор, пока не выясниться самый малопривлекательный для пациента цвет. Порядок выбора довольно точно свидетельствует о душевном состоянии человека. Для большей точности можно также измерить электрическое сопротивление в точках акупунктуры.
3.     Составление индивидуальной программы, в которой важны не только произведения, но и то, какие музыкальные инструменты в них звучат. Например, звучание кларнета положительно влияет на систему кровообращения, струнные инструменты действуют преимущественно на сердечно-сосудистую систему, а флейта позитивно воздействует на легкие и бронхи слушателей.  При составлении программы как правило выдерживается определенная последовательность разнохарактерных композиций. Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Специалисты рекомендуют в большинстве случаев придерживаться следующей схемы:
- сначала как правило звучат спокойные произведения в среднем темпе, не очень веселые и не очень грустные; главная задача первого произведения – сформировать определенную атмосферу для всего занятия и подготовить пациентов к дальнейшему прослушиванию;
- затем прослушиваются иногда успокаивающие и медленные мелодии, а иногда и  динамичные, драматические, напряженные, поскольку они несут основную  смысловую нагрузку сеанса; здесь главной задачей становится стимулирование интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни человека;
- под конец сеанса рекомендуется слушать энергичные,  стимулирующие, веселые произведения, дающие заряд бодрости, оптимизма, энергии либо спокойные, релаксирующие мелодии;  произведение должно снять напряжение и создать атмосферу благополучия и покоя.

Выбираются музыкальные произведения по различным критериям:
- «американская школа музыкотерапии» предлагает такие отрывки, которые вызывают очень широкий спектр эмоциональных состояний (сочувствие, волнение, ностальгию, бодрость, радость, печаль и т.д.);
- «шведская школа музыкотерапии» предлагает индивидуализированные музыкальные программы, подобранные на основе тщательного анализа пациента, с целью обеспечения возможности отреагирования его скрытых комплексов. Музыкальные произведения подбираются в соответствии с психическим состоянием участников в процессе их лечения. Создается определенное эмоционально-эстетическое переживание, помогающее обратить внимание и начать реагировать на те или иные проблемы и создавать новые смыслы.

4. Проведение сеанса .Сеанс рекомендуется проводить в неярко освещенной большой комнате. После вступительной беседы с врачом пациент комфортно располагается в кресле и приступает к прослушиванию музыкально-терапевтической программы. Громкость звучания регулируют на основе его индивидуальных ощущений. Одно занятие длится как правило не более часа, при этом участники успевают прослушать три-четыре произведения или более менее законченных отрывка (по 10-15 минут каждый)[5].

Некоторым людям музыкотерапия противопоказана. Это в первую очередь младенцы с предрасположенностью к судорогам, дети в тяжелом состоянии, сопровождающимся интоксикацией организма, больные отитом и дети с внутричерепным давлением.

Сеанс активной музыкотерапии. Для применения активного варианта музыкотерапии требуется наличие простейших музыкальных инструментов. С помощью выбранных музыкальных инструментов участники группы выражают свои чувства или ведут диалог с кем-либо из членов группы. Активной музыкотерапией является также хоровое пение. Вот почему в нашей стране такую популярность имеет застольное пение, которое недавно переживало «второе рождение» в связи с широким внедрением «караоке».

Кроме обычных музыкальных инструментов в данной форме музыкотерапии используются и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Главной целью в данном случае является интеграция человека в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, тренируются волевые усилия, формируется выдержка и самоконтроль.

Активная музыкотерапия эффективна при работе со слабоумными пациентами, при реабилитации больных с физическими нарушениями (слепота, глухота), в исправительных учреждениях, в практике музыкального образования.

Механизмы лечебного действия музыкотерапии. Можно выделить несколько механизмов лечебного действия музыкотерапии.

Катарсис (от. греч. katharsis очищение) – душевная разрядка, испытываемая зрителем или слушателем в процессе эмоционального потрясения и сопереживания. Л.С. Выготский в «Психологии искусства» (1925) понимал под катарсисом эстетическую реакцию, благодаря которой человек освобождается от неприятных и мучительных аффектов. При этом, по мысли Л.С. Выготского, состояние, возникающее вследствие  катарсиса, пропорционально силе мучившего аффекта: чем мучительнее был аффект, тем ярче его разрядка за счет катарсиса. На наш взгляд, катарктическим воздействием особенно богата музыка П.И. Чайковского. И действительно, слушая трагические части увертюры «Ромео и Джульетта», первую часть Шестой симфонии или финал его симфонии «Манфред», кульминационную финальную сцену балета «Лебединое озеро», апофеоз «Спящей красавицы», любовное адажио «Щелкунчика» и многие другие произведения, переживаешь бурную эмоциональную реакцию, способствующую снятию стресса, беспокойства, раздражительности, аффективных состояний.

Эмоциональная разрядка. Данный механизм лечебного действия музыкотерапии очень близок к катарсису, а в некоторых направлениях, даже перекликается с ним. Достаточно сказать, что в психоаналитической литературе катарсисом обозначается именно разрядка (то есть снятие) напряжения и тревоги вследствие доведения до сознания подавленных влечений. И тем не менее, есть и некоторые отличия. Эмоциональная разрядка не обязательно носит катарктический характер. Она не всегда сопровождается бурным эмоциональным состоянием посредством сопереживания, а может носить умиротворяющий, релаксационный характер. 

Регулирование эмоционального состояния. Установлено влияние скрипичного концерта ре-минор И.С. Баха, фортепианной сонаты Б. Бартока, ля минорной мессы А. Брукнера на снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми. А моцартовского «Дон Жуана» можно использовать для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением. Считается, что уменьшению чувства тревоги и неуверенности, способствует мазурки, прелюдии, ноктюрны и колыбельные Ф. Шопена, ноктюрны и утешения Ф. Листа, вальсы и польки И. Штрауса, мелодии А.Г. Рубинштейна. Уменьшению раздражительности, разочарования и повышению чувства принадлежности к прекрасному миру природы способствуют произведения И.С. Баха и Л. Бетховена, например, его такие знаменитые сочинения, как «Лунная соната» и «Пасторальная симфония», которая хороша и для общего успокоения, удовлетворения. Здесь можно также назвать: «Колыбельную» И. Брамса, «Аве Марию» Ф. Шуберта, «Свет луны» К. Дебюсси, «Ноктюрн», «Песню без слов», «Размышление» симфонию № 1 «Зимние грезы», П.И. Чайковского, медленные части сонат В. Моцарта и Л. Бетховена, скрипичные концерты А. Вивальди, особенно его «Времена года», второй концерт для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова, фортепианный концерт Э. Грига и т.д.

Облегчение осознания собственных переживаний. Музыка выявляет скрытые психологические возможности человека. В этой связи Д. Кирнарская замечает: «Музыка – это открытие себя в себе, путь к себе, интимное самораскрытие. Материал музыкального переживания – это не собственный звук, а порожденные им в душе, вернее, пробужденные в ней образы – образы, жившие в ней и до прослушивания произведения, но лишь теперь ставшие реальностью сознания, ожившие в нем. Слушая музыку, сознание становится в полном смысле слова самосознанием, оно углубляет понимание себя, считывает скрытые в собственной душе значения». И действительно, музыка способствует рефлексии, позволяет познать новые и неизведанные тайники человеческой души, открыть новые ресурсы человеческой психики, которые помогут справиться с различными жизненными проблемами.

Конфронтация с жизненными проблемами. Музыка может использоваться как механизм защиты человека от угроз и опасностей, от проблем и трудностей внешнего мира. Некоторые люди очень легко уходят в себя, охотно отгораживаясь от мира музыкой, причем любой. Простая песня может вызвать слезы, в особенности если затронуты душевные чувства. Незамысловатая эмоциональная мелодия может превратить банальный текст в источник глубоких чувств.

Повышение социальной активности. Музыка вдохновляет, поднимает настроение, улучшает самочувствие, поднимает жизненный тонус, улучшает работоспособность. Она снимает напряжение во время деловых переговоров, сосредотачивает внимание школьников и помогает быстрее запомнить новый материал. Если женщина кормит малыша, слушая любимые пьесы, то при первых же звуках знакомых мелодий у нее прибывает молоко. Для облегчения или ускорения анестезии музыку используют и стоматологи — главное, чтобы она была приятной, медленной и успокаивающей. Музыка стимулирует интеллектуальную деятельность. Многие писатели и поэты, философы и художники задумывали свои произведения во время прослушивания музыки или после.  Философ Н.А. Бердяев описывал в «Самопознании», как в его голове возник план нового сочинения в то время, когда он находился в зрительного зале музыкального театра. Повышению социальной активности действует музыка великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1770 – 1827), который не только сам нашел в музыке вдохновение, силу и веру, но и воодушевлял  и продолжает воодушевлять своим творчеством миллионы людей со всего мира. Известно увлечение В.И. Ленина музыкой Бетховена, особенно его знаменитыми «Патетической сонатой» и «Аппассионатой». Героическим духом, духом борьбы и конфликтности проникнуты и его симфонии, особенно Вторая, Третья («Героическая»), знаменитая Пятая (с грозным мотивом судьбы), Седьмая и – вершина его творчества – Девятая симфония, в финале которой звучит ода Ф. Шиллера «К радости». Но не только музыка Бетховена способствует поднятию социальной активности. В ХХ веке таким композитором можно назвать Д.Д. Шостаковича, который в блокадном Ленинграде напишет Седьмую симфонию, вселившую в людей веру в свое Отечество и сплотившую народ для борьбы с общим врагом. Что касается последней цели, то ее хорошо выполняют все военные песни и марши. Достаточно вспомнить творчество автора музыки к Гимну советской и современной России А.В. Александрова, например его песню «Вставай, страна огромная…». Специалисты отмечают, что музыка влияет на выработку гормонов, которые связаны с эмоциональными реакциями, такими как ощущение радости и тревоги, проявление отваги и мужества. Все это справедливо не только для народа, но и для каждого конкретного человека. И не только в трудное или военное время, но и в трудовое и мирное. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения рекомендуется слушать танец с саблями А. Хачатуряна, «Венгерские рапсодии № 2, 8, 11» Ф. Листа, финальные части симфоний Л. Бетховена и П.И. Чайковского (третья часть в Шестой симфонии) и т.п.

Таким образом, механизмы лечебного действия музыкотерапии очень многообразны. Наверняка, каждый, кто прочитал о только что изложенных механизмах, может дополнить этот список. Можно, например, назвать, помимо прочего, такие механизмы, как приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок и т.п. Понятно, что богатство механизмов лечебного действия музыкотерапии связано с полифунцкиональностью музыки как терапевтического метода, сложности самого феномена музыки, неоднородностью контингента клиентов, уровня их эмоционального и интеллектуального развития, а также особенностями современного состояния музыкотерапии.

Категория: Статьи и материалы Андрея Руденко | Добавил: drop (21.02.2014)
Просмотров: 6315 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Если у вас есть свой блог, либо сайт, или блог на подобную тематику, пишите на форуме для обмена ссылками.

Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz